Очные мастер-классы в Краснодаре: капризные девочки, казачки, полицейские сирены, пение сидя и дресс-код для вокалистов

 

В рамках XX (II-го дистанционного) Международного конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской в столице Кубани состоялись очные мастер-классы членов жюри и солистки Большого театра России. 25 и 26 марта своим мастерством ]]>делились]]> Алексей Лавров, Ольга Селивёрстова, Сергей Зайцев, Анатолий Кузнецов, Ольга Сосновская и Татьяна Мальцева. Эти два дня стали для юных вокалистов Краснодара, Сочи и других ближайших населенных пунктов настоящей школой, которая поможет им улучшить свои вокальные результаты и подрасти как певцам и артистам.

 

Открыло серию мастер-классов приветствие председателя жюри конкурса Ольги Сосновской.

 

- Дорогие друзья, я уверена, что наши встречи в течение этих дней пройдут плодотворно для вас и для нас. Потому что наш конкурс – это творческая лаборатория, где мы все обогащаемся – независимо от того, сколько тебе лет и какой ты носишь статус. Считаю, что мастер-классы полезны всем, всегда можно почерпнуть что-то новое для себя. Я с удовольствием пришла посмотреть мастер-класс Алексея Лаврова и Ольги Селивёрстовой, потому что раньше, к сожалению, нам это не удавалось, мастер-классы у нас проходили параллельно. И пока ты с кем-то занимался, все твои коллеги уже закончили свои занятия. Я уверена, что каждый из вас, кто пришёл сегодня на «живой», слава Богу, мастер-класс, впитает важное для себя. Я всегда говорю, что конкурс – это большой-большой рост, скачок вперёд. Тут сравниваешь себя с другими, нарабатываешь репертуар, делишься нотами. И, наверное, самое главное – приобретаешь новых друзей. В добрый путь, начинаем!

 

Первым свой мастер-класс провёл Алексей Лавров – уроженец города Печора Республики Коми, ныне солист Метрополитен-опера (Нью-Йорк). Вначале на занятие с ним вышла со своим концертмейстером 18-летняя Анна Журавлёва – участница конкурса из Сочи. Вместе с Алексеем Викторовичем Анна поработала над исполнением арии одной из опер А. Вивальди. В ходе занятия вокалистка получала самые разные задания: показать «капризную девочку», произнести звук «о» по-французски, говорить без артикуляции, как чревовещатель, надеть невидимый шлем и «накричать» на видеооператора. Занятие с Анной Алексей подытожил: «Я дал конкретные инструменты, что и как делать».

 

Далее к мастеру вышла 11-летняя Магдалина Матевосян из города Кореновска Краснодарского края. Она уже участвовала в конкурсе осенью 2019 г. в Санкт-Петербурге, став лауреатом 2-й премии и ]]>получив приз]]>зрительских симпатий. Сейчас на мастер-классе она спела арию Керубино «Voi che sapete, che cosa e amor» из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Её концертмейстером выступила Наталья Зайцева – лауреат международных конкурсов из Санкт-Петербурга. Алексей Викторович помог Магдалине проработать её вокальные спуски вниз. Для этого ученица училась дышать, сидя на стуле сильно согнувшись, голосом «сыграть на трубе», пробовала управлять голосом, как всадница лошадью, петь противно, как полицейская сирена… Какие только сравнения не используют мастера вокала, чтобы объяснить ученикам тонкие нюансы звукоизвлечения!

 

Следующей вышла 27-летняя Анастасия Козлова. Девушка – не участница конкурса, но в том и была прелесть этих мастер-классов: позаниматься на них с мэтрами могли все желающие. Аккомпанировать ей за рояль сел член жюри, концертмейстер экстра-класса Анатолий Кузнецов. Поработать над вокалом Анастасии решили на примере второй песни Леля из музыки П. Чайковского к сказке Островского «Снегурочка». Следом на сцену поднялась 12-летняя конкурсантка из Сочи Ирина Присяч – дипломант XIX (I дистанционного) конкурса и активная участница его мастер-классов. Под руководством А. Лаврова девушка пропевала своё имя, будто посылала его на другой берег реки, представляла себя казачкой и применяла другие способы правильного и красивого извлечения звука. Тут мастер затронул и тему мутации голоса, дав совет юношам и девушкам в этой стадии взросления с полгода просто не петь.

 

Еще перед началом встречи с вокалистами Алексей Лавров рассказал, что в Европе на прослушивания и мастер-классы певцы обычно приходят в брючных костюмах и удобной обуви – никаких нарядных платьев и каблуков. Потому что режиссер или коуч может попросить солиста нагнуться или поднять ногу и так спеть, потому что в современных постановках, бывает, артистам доводится петь в самых разных позах. Параллельно это и проверка физической формы певцов. Так что на такие мероприятия дресс-код для вокалистов уже устоялся. И девушки, пришедшие на это занятие нарядными, уже к следующему мастер-классу переоделись в более простую, зато удобную одежду.

 

Зрителей покорила доброжелательность, открытость, непосредственность и демократичность в общении Алексея Лаврова. Впрочем, в этом ключе свой мастер-класс провела и Ольга Селивёрстова, чей мастер-класс был вторым в этот день и первым в истории конкурса. Прежде всего Ольга Сергеевна подчеркнула, что молодым певцам надо научиться слушать разных педагогов и понимать их, проиллюстрировав своим примером, когда в молодёжной программе Парижской оперы ей пришлось понимать огромное количество людей, говорящих на разных языках – какого звука от неё хотят.

 

- Вам нужно самостоятельно понять, что происходит с вашим телом, когда вы поёте, и как вам работать самим. По сути, все педагоги с разных сторон разными словами всегда будут говорить что-то хорошее – как этот педагог считает, как ему кажется понятным вам объяснить. Никто ни в коем случае не желает вам зла. Если вам что-то не подходит – значит, просто язык конкретно этого педагога вам непонятен. Со временем вы поймёте, что все хотели от вас одного и того же звука, одной и той же красоты и свободы исполнения. Но почувствовать это внутри себя можете только вы сами.

 

Ольга не стала давать много упражнений, зато задействовала в них всех присутствующих в зале педагогов, дав им прочувствовать мышцы низа живота, нужные для пения. И дала совет для распевки. Дальнейшую передачу опыта артистка продолжила на участницах. На сцену поочерёдно выходили уже знакомые нам Анна Журавлёва и Ирина Присяч, 19-летняя студентка Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова Полина Черкашина, а также лауреат конкурса прошлых лет, ныне студент Санкт-Петербургской консерватории Алексей Юрковский, еще накануне мастер-класса певший с Ольгой Селивёрстовой дуэтом в ]]>концерте открытия]]> конкурса. Когда у участников не было своего концертмейстера, за роялем им помогала Наталья Зайцева. 

 

Чтобы объяснить ученикам определённые моменты, Ольга Сергеевна использовала большой платок, сажала их на стул, просила петь сидя или делая повороты телом, говорила, зачем вокалистам нужен фейс-фитнес… Вообще, смотреть такие зрелищные мастер-классы оказалось очень интересно и познавательно даже людям, далёким от профессионального пения: тут видно, сколько времени и усилий порой прикладывают вокалисты, чтобы отработать, отточить одну-единственную фразу или ноту; чем опасно петь, может, и красиво, но неправильно. 

 

И завершил этот день мастер-класс Сергея Зайцева – одного из старейших членов жюри конкурса. Мастер-классы Сергея Николаевича проходили уже на многих состязаниях на приз Ольги Сосновской, осенью прошлого года в рамках XIX (I дистанционного) прошёл его онлайн-мастер-класс. И вот – новая и очень долгожданная встреча с участниками и гостями конкурса «вживую».

 

Мэтр обозначил тему своего занятия так: «Музыкальная драматургия вокального произведения и эмоциональная составляющая в работе с юным вокалистом». Как пояснил Сергей Николаевич, в предыдущих мастер-классах этого дня работа шла, в основном, над постановкой голоса. А ему хотелось поделиться своими знаниями, полученными в ГИТИСе на факультете режиссуры музыкального театра, в сфере актёрского мастерства, связанного с эмоциями, раскрепощением, снятием комплексов. Это очень важная для вокалиста и интересная тема, о которой мало кто говорит. Для вокалиста крайне важен комплекс составляющих, в которого входит физиология, уверенность в себе, самопрезентация и другие факторы. Сергей Николаевич привёл примеры из своей практики, когда на пение молодых людей влияли даже нездоровая щитовидная железа и плоскостопие – всё в организме певца взаимосвязано. А по части музыкальной драматургии мастер привёл примеры вопросов, которые должен задавать себе певец, берясь за разучивание партии героя оперы или даже детской песни. Что такое дуэты согласия и дуэты разногласия в опере – об этом тоже важно знать еще до разучивания произведения. Тогда будет понятно, о чём предстоит петь, и интересно это делать.

 

Именно эти моменты и разбирал Сергей Николаевич на практическом занятии с юными вокалистами: задавал им массу вопросов в контексте исполняемых произведений, просил прочитать их как стихотворение, садиться на сцену, как на лесной пенёк и даже падать на подставленные им руки, чтобы поймать ощущение расслабленности и свободы. В итоге пение ребят становилось более осмысленным, а значит, ярче и выразительнее. Занятия у мэтра прошли Магдалина Матевосян, Анна Журавлёва и Ирина Присяч.

 

Три двухчасовых мастер-класса в этот день пролетели на одном дыхании. Начинающие вокалисты получили столько знаний и навыков, которых им хватит на годы работы вперёд. 

 

 

*** ]]>XX (II-й дистанционный) Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской]]> проводится при поддержке Фонда президентских грантов в рамках ]]>долгосрочного проекта]]> «Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской – юбилейный транзит 2019-2021» и пройдет в два тура в очно-заочной форме с 24 марта по 25 апреля 2021 года. Жанр – академический вокал, возраст участников – от 9 до 21 года включительно.

 

]]>Финальный этап проекта]]> пройдет в очном формате в Москве с 30 октября по 5 ноября 2021 года. Открытие и закрытие этого конкурса состоятся в Рахманиновском зале Московской консерватории.