С 28 по 30 мая 2021 года впервые в Екатеринбурге на базе Уральского центра народного искусства имени Е.П. Родыгина состоялся Уральский форум национальных оркестров России. 

Его проведение было нацелено на создание условий для профессионального общения, обмена результатами деятельности в области народного оркестрового исполнительства. Рассматривались вопросы по совершенствованию форм распространения передового опыта национальных оркестров, системы межрегионального взаимодействия концертных организаций и национальных коллективов. Были задеты проблемы деятельности народных оркестров на современном этапе развития общества. Участники конференции обсудили актуальные тенденции и перспективы развития профессионального народно-оркестрового исполнительства, концертную деятельность национальных оркестров, формирование эффективного менеджмента в этом виде искусства; профессиональную подготовку и программу оркестровой практики дирижеров в системе музыкального образования; современные проблемы национальных оркестров России, связанные с бюджетом, государственным заданием, укомплектованием музыкальными инструментами.

 В работе конференции приняли участие 27 спикеров из многих городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Петрозаводска, Новосибирска, Белгорода, Уфы, Ульяновска, Красноярска, Липецка, Калуги, Челябинска, Асбеста.

 Активными слушателями конференции и участниками мастер-классов стали руководители концертных организаций и национальных оркестров, дирижеры, концертные исполнители, менеджеры, специалисты по творческому планированию, руководители и преподаватели детских школ искусств, средних и высших учебных заведений, руководители любительских народных оркестров, вольнослушатели.

 На площадке конференции выступили доктор искусствоведения, профессор, академик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации - Имханицкий Михаил Иосифович (Москва); генеральный директор ООО «Национальная коллекция», член Союза концертных организаций России – Кутянская Инга Георгиевна (Санкт-Петербург), профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации – Лавришин Владимир Иванович (Челябинск); преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В. Рахманинова и детской музыкальной школы имени В.К. Мержанова города Тамбова, кандидат искусствоведения – Моргунов Алексей Петрович (Липецк) и другие спикеры.

 В программе Уральского форума состоялось выступление Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов (художественный руководитель и главный дирижер А.В. Белов), Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан (художественный руководитель и главный дирижер Л.Т. Давлетбаев), Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии (художественный руководитель и главный дирижер В.П. Гусев), Белгородского академического русского оркестра (художественный руководитель и главный дирижер Е.А. Алешников).

 В рамках конференции прошел круглый стол с участием народного артиста Российской Федерации, профессора Амирова Шауката Сабировича, дирижеров профессиональных оркестров Евгения Алексеевича Алешникова (Белгород), Владимира Поликарповича Гусева (Новосибирск), Леонида Павловича Шкарупы (Екатеринбург), Артема Валерьевича Белова (Ульяновск), Линара Толгатовича Давлетбаева (Уфа); мастер-классы ведущих мастеров в этой области культуры: заслуженного артиста Российской Федерации Михаила Ивановича Уляшкина (Екатеринбург), народного артиста Российской Федерации Виктора Алексеевича Романько (Екатеринбург), Бронислава Владимировича Семичова (Ульяновск) и Юрия Васильевича Фукалова (Белгород).

 Представленный на площадках практический опыт, инновационные практики менеджеров концертных организаций, различные подходы в решении внутриоркестровых проблем способствовали расширению деловых, партнерских, творческих контактов между коллективами, созданию комфортных условий для творческого взаимодействия и плодотворного сотрудничества концертных организаций, работающих в области музыки для национальных оркестров, развитию культурного пространства Уральского региона и России в целом.

 Конференция получила высокую оценку внешних экспертов – спикеров, дирижеров профессиональных коллективов, концертных исполнителей, руководителей, представителей системы профессионального образования.

 

Участники конференции пришли к следующим выводам:

  1. Недостаточное внимание уделяется подготовке профессиональных дирижеров в музыкальных Вузах России. Если в советские годы дирижеров оркестров народных инструментов готовили в течение пяти лет обучения, то теперь это время подготовки значительно сокращено. Мало внимания уделяется дирижерской практике будущих руководителей профессиональных народных оркестров. В России нет курсов повышения квалификации для дирижеров оркестров, отсутствует практика работы молодых талантливых дирижеров с профессиональными оркестрами.
  2. Наблюдается явная недостаточность высокохудожественного репертуара для профессиональных оркестров народных инструментов, а также детских оркестров народных инструментов; центральными издательствами страны почти не публикуется репертуар для таких коллективов.
  3. В стране проходит мало крупных мероприятий, которые бы позволили создать единое культурное пространство в области профессионального народно-оркестрового исполнительства в дополнение к имеющимся (Парад дирижеров в Белгороде, Фестиваль «Струны Сибири» в Новосибирске, Конкурс дирижеров народных оркестров в Москве).
  4. Отсутствует дорожная карта мероприятий, включающая конкретные действия по гастролям и концертам между профессиональными коллективами, по обмену дирижерами на концертных площадках. Решение вопросов, связанных с деятельностью русских народных оркестров происходит лишь спонтанно, с опорой на собственную инициативу тех или иных деятелей народно-оркестрового искусства в том или ином регионе страны.

 

Учитывая вышесказанное, в целях сохранения традиций народной культуры и эффективного развития народно-оркестрового исполнительства предложить:

 

1.           Министерству культуры Российской Федерации

- оказывать финансовую поддержку регулярному проведению гастролей лучших оркестров народных инструментов (филармонических и учебных), дирижеров и солистов, способствуя широкому обмену опытом, репертуаром, исполнительскими традициями между коллективами;

- увеличить бюджетное финансирование народных оркестров России для реализации профессиональной концертной деятельности;

- разработать программу стипендиальной поддержки участников детских оркестров народных инструментов – обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам в детских музыкальных школах;

- пересмотреть размеры оплаты труда артистов и дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов, которые ниже оплаты труда артистов в симфонических коллективах, что принижает статус исполнителей на народных инструментах.

 

2.           Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству общего и профессионального образования Свердловской области

- выделить бюджетные места для средних и высших музыкальных заведений на обучение по программам профессионального образования оркестровому дирижированию, в частности по подготовке руководителей оркестров народных инструментов;

- рекомендовать подготовку мастеров струнных щипковых инструментов при взаимодействии с индустриальными техникумами;

- рекомендовать открытие при музыкальном ВУЗе факультатива по ремонту баянов, аккордеонов и мелкому ремонту щипковых народных инструментов.

 

3.           Союзу концертных организаций России:

- создать при Союзе - секцию национальных оркестров России для координации деятельности в области народно-оркестрового исполнительства.

 

4.           Союзу композиторов Российской Федерации

- содействовать в создании музыки для национальных оркестров, и прежде всего русских народных оркестров, адресованных профессиональным коллективам, учебным оркестрам начального, среднего и высшего уровня музыкальной подготовки.

 

5.           Образовательным учреждениям среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства:

- возобновить дирижерскую подготовку на отделении народных инструментов средних музыкальных учебных заведений России;

- рекомендовать усилить качество кадрового состава по преподаванию дирижирования на отделениях народных инструментов и выделить здесь как отдельную штатную единицу преподавателя класса дирижирования;

- шире использовать современный оригинальный репертуар, специально созданный для оркестра народных инструментов в учебной практике этих инструментальных составов; поощрять педагогов на создание активной просветительской работы по пропаганде и широкому внедрению в оркестровую практику академического исполнительства лучших произведений современных композиторов, в первую очередь отечественных.

 

6.           Образовательным учреждениям высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства:

- совершенствовать программы повышения квалификации и профессиональнойпереподготовки педагогических работников в соответствии с приоритетными направлениями развития образования в области народно-оркестрового искусства;

- заключать договоры с концертными учреждениями для организации практики молодых дирижеров на базе профессиональных коллективов;

- регулярно объявлять набор на обучение по программе «Дирижирование народным оркестром» с присвоением соответствующей квалификации «Дирижер оркестра народных инструментов», принимать на обучение студентов по видовым инструментам (домра-альт, добра-бас);

- ввести более активную просветительскую работу, связанную с наполняемостью концертных залов: студентам-дирижерам, преподающим в музыкальных школах, студиях, обязать приводить всех своих учеников, их родителей, друзей на концерты русских народных оркестров, особенно ведущих коллективов и их руководителей;

- рекомендовать факультетам народных инструментов активизировать подготовку специалистов, которые знают и глубоко понимают специфику народных инструментов, в осмыслении истории и теории этого вида исполнительства.

 

7.           Руководителям детских школ искусств:

- усилить работу по набору детей для обучения игре на народных музыкальных инструментах с целью организации русских оркестров и рекомендовать создание в каждой детской музыкальной школе учебного оркестра подобного типа.

 

8.           Направить настоящую Резолюцию в адрес Министерства культуры Российской Федерации, Союза концертных организаций России, Союза композиторов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Министерства культуры Свердловской области и по месту работы участников конференции.