V (XIV) Международный конкурс исполнителей на народных инструментах им. А. И. Кузнецова

23 February 2024 - 26 February 2024

ПОЛОЖЕНИЕ О 

V (XIV) МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ИМ. А. И. КУЗНЕЦОВА 2024

Утверждено «   1  »  сентября 2023 г.

Директор СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургскоемузыкальное училище имени М. П. Мусоргского» Серов Ю.Э. 

 Директор Санкт-Петербургского Благотворительного фонда   «ЛИРА»  Хван М. В.

1. V (XIV) Международный конкурс исполнителей на народных инструментах им. А. И. Кузнецова (далее – Конкурс) проводится СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского». 

Конкурс проходит при поддержке факультета народных инструментов СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, АНО Творческое объединение по поддержке молодых дарований и профессионального искусства «КЛУБ ГАРМОНИКА».

Соучредителем Конкурса является Санкт-Петербургский Благотворительный фонд поддержки и развития детского и юношеского исполнительского искусства и художественного образования «ЛИРА».

Цели Конкурса – сохранение и развитие традиций игры на народных инструментах и народного вокального исполнительства, выявление и поддержка одаренных детей в области музыкального искусства, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие юных музыкантов как будущего потенциала народно-музыкального искусства, расширение регионального, всероссийского и международного сотрудничества.

 

2. Конкурс проводится по следующим инструментальным и вокальным категориям:

 

СОЛЬНЫЕ НОМИНАЦИИ

Специальности: БАЯН, АККОРДЕОН, БАЛАЛАЙКА, ДОМРА, ГУСЛИ И КАНТЕЛЕ, ГИТАРА, НАРОДНОЕ ПЕНИЕ, ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

 

АНСАМБЛЕВЫЕ НОМИНАЦИИ

Инструментальные:

Номинация 1: Ансамбли малых форм (дуэт , трио с концертмейстером и без)

Номинация 2: Ансамбли больших форм (квартет, квинтет и т. д.)

Народно-певческие:

Номинация 3: ансамблевое народное пение

Максимальное количество участников ансамбля 10 человек. 

В народно-певческих номинациях (сольной и ансамблевой) дополнительно выступление может сопровождать аккомпанирующий ансамбль в составе до 6 человек.

 

3. К участию в Конкурсе приглашаются юные музыканты – исполнители на народных инструментах и исполнители народных песен из Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, учащиеся детских музыкальных школ, детских школ искусств, лицеев, ССМШ и учреждений среднего профессионального образования. Также в Конкурсе могут принять участие воспитанники Домов творчества юных, Культурно-досуговых центров и других структур дополнительного образования.

 

4.  Конкурсные прослушивания проводятся в ТРИ тура:

Отборочный тур – проводится на местах. Проведение прослушивания подтверждается заявкой направляющей организации, в которой указана дата прослушивания и программа (может состоять из любых произведений I и II туров). 

 

Публичные прослушивания I и II туров по всем специальностям и ансамблевым номинациям проводятся 23-25 февраля 2024 г. по адресу: Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 36, СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского». 

26 февраля пройдут мастер-классы и творческие встречи с онлайн трансляцией для всех желающих. Участниками мастер-классов становятся конкурсанты по выбору жюри и при желании участника.  

 

Закрытие Конкурса, праздничный концерт и награждение победителей состоится 26 февраля 2024 г. в 19.00 на одной из открытых крупных концертных площадок Санкт-Петербурга.

 

Все участники в срок до 01 февраля 2024 года должны предоставить на электронную почту Конкурса по адресу ]]>konkurskuznezova@mail.ru]]> полный пакет документов, который включает: заявку, копию свидетельства о рождении или паспорт, согласие на обработку персональных данных и размещение видео- и аудио материалов в Сети Интернет, а также согласие на участие в онлайн трансляции Конкурса, документы на льготу (при наличии), квитанцию об оплаченном организационном взносе.

 

Конкурсанты в номинации «история народного исполнительства» вместе с заявкой и полным пакетом документов высылают свою работу по тому же адресу электронной почты (]]>konkurskuznezova@mail.ru]]>).

 

5. Для всех участников – исполнителей на народных инструментах, кроме учащихся музыкальных училищ, колледжей и старших классов музыкальных лицеев и ССМШ (Средних специальных музыкальных школ), Конкурс проводится в следующих возрастных группах:

младшая «А» – 8–9  лет 

младшая «Б» – 10–11  лет

средняя «А» – 12–13  лет

средняя «Б» – 14–15  лет 

старшая – 16–17  лет

юношеская – 18–20  лет

 

Для учащихся музыкальных училищ, колледжей и старших классов музыкальных лицеев и ССМШ определены 2 группы.

Профессиональная младшая: 1–2 курсы МУ и МК, а также учащиеся 10–11 классов Лицеев и старших (кроме выпускного) классов ССМШ.

Профессиональная старшая: 3–4 курсы МУ и МК, учащиеся выпускного класса ССМШ.

В ансамблевых номинациях определены те же возрастные группы, что и у солистов. Возрастная группа ансамбля определяется по самому старшему участнику.

В народно-певческой номинации действуют следующие возрастные группы:

младшая – 10–11  лет

средняя – 12–14  лет

старшая – 15–17  лет

юношеская – 18–20  лет

 

6. Возраст участника Конкурса определяется на первый день начала прослушиваний II-го тура – 23 февраля 2024 г.

 

7. В инструментальных ансамблевых номинациях предъявляются следующие требования:

Одним из основных критериев отбора является равнозначность исполняемых партий. 

В номинации 1. Ансамбли малых форм (дуэт, трио) партию фортепиано может исполнять музыкант любого возраста.

В номинации 2. Ансамбли больших форм (квартет, квинтет и пр.) допускается участие концертмейстера на контрабасе или на фортепиано.

 

8. Для оценки выступлений формируются жюри по секциям. В состав жюри входят педагоги музыкального училища им. М. П. Мусоргского и Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, преподаватели учебных заведений России и других стран, а также концертирующие исполнители. 

   

9. Оценка выступлений конкурсантов происходит по 25-ти бальной системе. К II-му туру допускается не менее 50% исполнителей от общего числа конкурсантов, набравших по итогам I тура от 18 баллов и выше. Определение победителей происходит по итогам первого и второго туров.

Жюри работает в соответствии с Регламентом работы жюри и имеет право:

– увеличивать в случае высокого исполнительского уровня Конкурса «проходной балл» I-го тура в отдельных номинациях и группах;

– присуждать не все дипломы;

– присуждать несколько дипломов по одному призовому месту;

– отмечать специальными дипломами исполнение отдельных произведений или выступление в целом;

– отмечать дипломами профессиональный уровень преподавателей и концертмейстеров;

– отказать в прослушивании участнику, программа которого не соответствует требованиям настоящего Положения ;

– отказать в прослушивании участнику, исполняемая программа которого не соответствует заявке.

Решение жюри окончательное и пересмотру не подлежит, если оно не противоречит настоящему Положению. В случае равного количества голосов право решающего голоса имеет председатель жюри.

 

10. Победителям Конкурса, занявшим I-е, II-е и III-е места по каждой специальности и конкретной возрастной группе присваивается звание «Лауреат» с вручением почетного диплома по номинациям. Победители Конкурса, набравшие максимальное количество баллов в своей номинации среди всех возрастных категорий, награждаются почетным дипломом и специальным призом:

- баян – им. Б. Г. Беньяминова 

- аккордеон – им. Б. Г. Беньяминова 

- балалайка  – им. Н. А. Шубина

- домра – им. З. И. Ставицкого

- гусли и кантеле – им. В. Н. Тихова

- гитара – им. Я. Р. Ковалевской

- ансамбль – им. Э. А. Шейнкмана

- сольное народное пение – им. Л. И. Шимкова

- ансамблевое народное пение – им. Л. И. Шимкова

- история народного исполнительства – им. В. А. Максимова

ГРАН-ПРИ конкурса – им. А. И. Кузнецова

 

Исполнителям, занявшим IV-е место, присваивается звание «Дипломант» и вручается почетный диплом.

 

Обладатели ГРАН-ПРИ предыдущих Конкурсов им. А. И. Кузнецова не допускаются к участию в той же возрастной группе. В профессиональных группах исполнители, ставшие Лауреатами I премий предыдущих Конкурсов им. А. И. Кузнецова не допускаются к участию в той же возрастной группе.

 

Дипломы лауреатов засчитываются как индивидуальные достижения при поступлении в Училище на специальности «Инструменты народного оркестра» и «Сольное народное пение» в год проведения Конкурса. Лауреаты I степени получают 3 балла, лауреаты степени II – 2 балла, лауреаты III степени – 1 балл к общей сумме баллов за вступительные испытания.

 

11. Выступления участников каждого тура Конкурса проходят в алфавитном порядке. Начало конкурсных прослушиваний:

I-го тура 23–24 февраля 2024 г. 

II-го тура 25 февраля 2024 г.

 

12. Заявки на участие в Конкурсе принимаются до 01 февраля 2024 г. ТОЛЬКО в электронном виде и обязательно в 2 вариантах:

1) в формате WORD – для формирования буклета

2) со штампом и подписью руководителя направляющей организации (в форматах PDF или JPG) по адресу ]]>konkurskuznezova@mail.ru]]>

Заявка и пакет документов высылается на каждого участника ОТДЕЛЬНО и ЕДИНОВРЕМЕННО,  с указанием в теме письма номинации или инструмента, группы, фамилии участника или названия ансамбля (например: Баян, средняя А, Петров И.И.). 

 

Форма заявки содержится в сети Интернет в официальной группе «ВКонтакте» ]]>https://vk.com/konkurskuznezova]]> и на сайте училища ]]>www.musorgsky.ru]]> .

 

13. Санкт-Петербургский Благотворительный фонд поддержки и развития детского и юношеского исполнительского искусства и художественного образования «ЛИРА» принимает целевой организационный взнос на расходы по проведению Конкурса (подробнее см. Пакет документов). В случай безналичной оплаты копия квитанции высылается вместе с заявкой. 

 

14. РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ проводится кураторами номинации в момент принятия заявки. 

К участию в конкурсных прослушиваниях допускаются участники, оплатившие организационный взнос. 

Программа, указанная в заявке, изменению не подлежит.

Расходы по оплате дороги, питанию и проживанию участников и гостей Конкурса несёт направляющая сторона. При необходимости официального вызова на Конкурс нужно обязательно указать это в заявке и связаться с Оргкомитетом заранее.

Для оперативного публичного обсуждения организационных вопросов с кураторами номинаций, участниками конкурса и их представителями предоставлена платформа на ]]>https://vk.com/im?sel=c100 ]]>

 

15. Вся информация о конкурсе размещена на сайте училища ]]>www.musorgsky.ru]]> и в группе «ВКонтакте» ]]>https://vk.com/konkurskuznezova ]]>

 

 

Организационный комитет конкурса:

Битюцких Андрей Сергеевич – куратор номинаций «Ансамбль»,

Демидов Андрей Михайлович – куратор номинации «Балалайка»,

Ершова Ирина Николаевна – куратор номинаций «Домра» и «Гусли, кантеле»

Мельничук Валентина Александровна – куратор номинации «Гитара» и «Народно-певческое исполнительство»,

Яковлев Александр Александрович – куратор номинации «Баян, аккордеон».

 

Кузнецова Татьяна Георгиевна – общие организационные вопросы,

Зубарева Екатерина Васильевна – информационное сопровождение,

 

Демидова Ирина Алексеевна – исполнительный директор Конкурса, куратор номинации «История народного исполнительства», вопросы оплаты взноса, заключение договоров.

 

 

ПРОГРАММА КОНКУРСА

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

СОЛЬНЫЕ НОМИНАЦИИ

Продолжительность выступлений участников:

младшая «А» – до 7 минут

младшая «Б» – до 7 минут

средняя «А»  – до 12 минут

средняя «Б»  – до 12 минут

старшая – до 15 минут

юношеская – до 15 минут

профессиональная младшая – до 20 минут

профессиональная старшая – до 20 минут

 

Требования к программе выступлений в младших, средних, старшей и юношеской группах:

 

БАЯН, АККОРДЕОН

I тур

Два разнохарактерных произведения. Одно из произведений – переложение пьесы композитора XVII-XX вв.

 

II тур

1. Виртуозное произведение.

2. Пьеса по выбору участника Конкурса.

 

ДОМРА

I тур

Два разнохарактерных произведения.

Одно из них – оригинальное (написанное для этого инструмента).

 

II тур

1.Виртуозное произведение.

2. Пьеса кантиленного характера.

Одно из произведений – переложение пьесы композитора XVII-XX вв.

 

БАЛАЛАЙКА, ГУСЛИ, КАНТЕЛЕ

I тур

Два разнохарактерных произведения.

Одно из них – оригинальное (написанное для этого инструмента).

 

 

II тур

1. Виртуозное произведение.

2. Пьеса по выбору участника Конкурса.

Одно из произведений – переложение пьесы композитора XVII-XX вв.

 

ГИТАРА

I тур

1. Произведение, написанное в оригинале для гитары в период с 1750 по 1900 гг.

2. Произведение по выбору участника Конкурса.

 

II тур

1. Произведение российского композитора или композитора страны, которую представляет участник Конкурса.

2. Произведение по выбору участника Конкурса.

 

Не допускается:

1) дублирование произведений I-го и II-го туров;

2) исполнение двух произведений одного автора в одном туре.

 

Требования к программе выступлений в профессиональных группах:

 

БАЯН, АККОРДЕОН

I тур

Исполнение на выборной клавиатуре обязательно.

1. Имитационная полифония, не менее чем трёхголосная.

2. Обработка народной темы или популярной мелодии.

3. Виртуозная пьеса.

 

II тур

Исполнение на выборной клавиатуре обязательно.

1. Пьеса по выбору участника Конкурса.

2. Произведение крупной формы (не менее 3-х частей сюиты (партиты) или соната/концерт (исполняются целиком, 3 части).

 

БАЛАЛАЙКА

I тур

1. Переложение пьесы композитора XVII – начала XX вв.

2. Произведение кантиленного характера.

3. Виртуозное произведение.

Одно из произведений – обработка народной или популярной мелодии.

 

II тур

1. Произведение крупной формы: концерт – I часть, написанная в форме сонатного аллегро, или II–III части; соната – не менее 2-х частей; сюита – не менее 3-х частей; фантазия; классические вариации. 

2. Пьеса по выбору участника Конкурса.

ДОМРА

I тур

1. Переложение произведения композитора XVII – первой половины XIX вв. 

2. Произведение кантиленного характера.

3. Виртуозное произведение.

Одно из произведений – обработка народной или популярной мелодии.

 

II тур

1. Произведение крупной формы: концерт – I часть, написанная в форме сонатного аллегро, или II–III части; соната – не менее 2-х частей; сюита – не менее 3-х частей; фантазия; классические вариации.

2. Пьеса по выбору участника Конкурса.

 

ГУСЛИ, КАНТЕЛЕ

I тур

1. Переложение пьесы композитора XVII – первой половины XIX вв.

2. Оригинальное произведение любого автора. 

3. Обработка народной или популярной мелодии.

 

II тур

1. Произведение крупной формы: концерт – I часть, написанная в форме сонатного аллегро, или II–III части; соната – не менее 2-х частей; сюита – не менее 3-х частей; фантазия; классические вариации.

2. Пьеса по выбору участника Конкурса.

ГИТАРА

I тур

1. И. С. Бах. Одна или две части сюиты, сонаты или партиты в переложении для гитары.

2. Произведение крупной формы для гитары, написанное в период с 1750 по 1900 гг. (сонатина, фантазия, вариации, произведение или часть циклического произведения, написанное в форме сонатного аллегро или рондо) .

 

II тур

1. Произведение российского композитора или композитора страны, которую представляет участник Конкурса, написанное после 1950 г. или обработка народной мелодии.

2. Виртуозное произведение.

3. Произведение по выбору участника Конкурса.

Не допускается:

1) дублирование произведений I-го и II-го туров;

2) исполнение двух произведений одного автора в одном туре.

 

АНСАМБЛИ

 

Продолжительность выступлений участников:

младшая «А» – до 7 минут

младшая «Б» – до 7 минут

средняя – до 12 минут

старшая и юношеская – до 15 минут

профессиональные младшая и старшая – до 15 минут

 

I тур 

Два разнохарактерных произведения. 

Одно из произведений – переложение пьесы композитора XVII-XIX вв.

 

 

II тур 

1. Виртуозное произведение.

2. Пьеса по выбору участника Конкурса.

 

Не допускается исполнение произведений одного композитора в одном туре. Программа исполняется наизусть, за исключением концертмейстера или иллюстратора.

 

Не допускается полное повторение программы одного из туров предыдущего Конкурса им. А. И. Кузнецова.

В заявке для участия в инструментальных ансамблевых номинациях должно быть указано не более двух руководителей.

 

НАРОДНО – ПЕВЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО 

(сольная и ансамблевая номинации)

 

Продолжительность выступлений участников:

Младшая – до 8 минут

средняя – до 10 минут

старшая – до 12 минут

юношеская – до 12 минут

 

I тур

1. Народная песня в обработке или в аутентичном звучании.

2. Песня по выбору.

 

II тур

1. Произведение Л. И. Шимкова  (с аккомпанементом или a cappella) .

2. Песня по выбору.

 

Конкурсная программа должна включать одно произведение a cappella. Возможно исполнение двух произведений одного автора, а также повтор одного из произведений I тура на II туре.

 

Аккомпанемент возможен только на акустических инструментах, концертмейстером или ансамблем в составе не более 6 человек, без применения фонограммы и других технических средств музыкального сопровождения. Желательно исполнение аккомпанемента на традиционных (аутентичных) музыкальных инструментах. 

 

В заявке должны быть указаны сведения о жанре (для народных песен), о месте записи (для аутентичных образцов), авторе текста и музыки (для обработок народных песен или оригинальных сочинений).

 

ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Конкурс научных и творческих работ на тему «народное исполнительское искусство». 

В этой номинации в младшей «А» и младшей «Б» группах Конкурс НЕ проводится (участвуют конкурсанты от 12 лет). 

Конкурсанты должны представить статью на тему по собственному выбору о деятельности одного из выдающихся петербургских (ленинградских) музыкантов / педагогов / музыкальных мастеров, внесших значительный вклад в историю и развитие народного исполнительства.

Требования к статье:

Объём до 7 страниц (компьютерный набор в формате Microsoft Word, шрифт  –  Times New Roman или аналог отечественной разработки, 14  кегль,  интервал  –  одинарный,  все  поля  –  2  см.,  выравнивание  по  ширине,  без переносов, отступ абзаца  –  1,25 см.).  В начале статьи (выравнивание справа) указываются полностью имя, отчество и  фамилия  автора,  далее  следует  название  статьи (выравнивание по центру страницы). 

Список  литературы  оформляется  в  конце  статьи  в  алфавитном  порядке  (в тексте статьи в квадратных скобках указывается номер и страница из Списка: [5,  с. 17]); концевые сноски и примечания не используются.

Оргкомитет  оставляет  за  собой  право  не  принимать  статьи, не соответствующие тематике и требованиям, предъявляемым к оформлению.

  

 

I тур

Жюри оценивает присланные вместе с заявкой статьи.  

 

II тур

Очное выступление конкурсанта с защитой своей работы, представленной в виде презентации.

 

Продолжительность выступлений участников:

средняя – до 10 минут

старшая – до 12 минут

юношеская – до 15 минут

Продолжительность выступления должна указываться после требований.