Куда мы идем? Что с нами будет?
Эти вопросы тревожат нас…
Есть такие мысли, что идем к полному ослаблению всей среды академической музыки в общественном сознании. Чем ниже Великаны, тем выше Карлики.
Когда царь Давид закончил Книгу Псалмов и похвастался этим, Лягушка сказала, что нечего этим гордиться. У нее, у лягушки, таких псалмов в тысячу раз больше чем у Царя.
Это закон Явления, находящегося на исходе. Возможно, это крах институциональных явлений. С другой стороны, только Институты (конечно, не образовательные) и способны создать крупное явление.
Очевидно, мир сегодня формируется из множества мелких, микроскопических явлений, которые могут донести информацию о себе в пространство, где их, может быть, кто-то и услышит.
Возможно, это время краха институтов СМИ, мест бытования критики и журналистики, аналитики и экспертизы. И все заглушает многоголосный хор оценок, мнений, представлений, в котором будут тонуть голоса ума. Информационная, идеологическая, цифровая и нравственная войны — если хотите, революции продолжаются…
Вчера в религиозном календаре был день Покрова Богородицы.
Думаю, все знают, но напомню, что на иконе, посвященной этой теме, под Богородицей, под ногами ее стоит юнец с бумажным свитком, похожим на современную газету.
Видимо иконописцы XIX века так себе представляли бумагу, на которой этот молодой человек записывал свои послания Богородице. Звали его Роман. Пел он в храме, как гласит предание VI века, очень плохо, мучился от этого и обращался к неземным силам помочь ему. Так усердно просил, что увидел, как явилась ему Богородица и приказала съесть эту бумагу-газету с посланиями и информацией, ей адресованными. Послушался ее Роман и – съел. И запел на следующий день, да так здорово запел, чисто и сладко, что получил прозвище Сладкопевец.
Запомним это действие.
Продолжил эту историю польский писатель Станислав Ежи Лец, сочинив следующий афоризм: «Окно в мир можно закрыть газетой».
Толкуйте это как хотите, но это то, что собственно, сейчас и происходит. Все что есть в нас: в желудке, в голове, и в окне, и в мире,.. Все тексты картинки и информация,.. Токи, потоки, эфиры, — все уже управляемая информация.
И мы сидим на этой игле.
Удастся ли сегодня личности создать целостную картину мира? Или это бесплодное, никчемное и не нужное занятие?
Можно жить в ленточном сознании быстро текущей жизни, где жизнь, ситуации, чувства, информации, явления длятся ровно столько, сколько ты его читаешь или в нем находишься.
Как это потом все работает в человеке?
Что может всех объединять, сохраняя личность и индивидуальность и дать естественное развитие общества и талантов в нем?
Мне кажется, что есть ответ, и я в нем тут же сомневаюсь.
Свобода как основа всего? Сила личности? Сила денег? Сила лжи? Власть? Сила сотворчества?
Цель и задача мышления бумажного проекта «Музыкальное обозрение» —все же создать целостную картину.
Но сейчас целостность свою мы строим из всех тех форматов и проектов, о которых я уже говорил. В сумме.
Пока нам удается сохранять себя цельными и не превратиться в ленточное существо.
Иногда в отчаянии, слабости одиночества, недооцененности и неадекватных откликов, приходит безвольный вопрос.
А зачем мы все это делаем 30 лет?
И первый ответ, который приходит (он не отвечает полностью на вопрос, но успокаивает) — для Истории. Как мы ее, Историю, понимаем?
Первое. История — это реальность, которая сегодня творится, и что-то из нее становится историей. И мы вписываем в нее людей, события и себя.
Второе. Мы отражаем Историю Музыки, как вида нашего искусства, от далекого прошлого до недавнего прошлого, про которое можно сказать: оно стало историей или останется в истории. Это наш проект «Памятные даты» и наши проекты с Чайковским, Шостаковичем, Рахманиновым и Вайнбергом.
Третье. Нам важна История близких нам людей. Создателей «МО», тех, кто внес вклад в ее жизнь и развитие. И здесь мы испытываем чувство благодарности и ощущаем деятельное пульсирование памяти. Петр Меркурьев, Борис Диментман — наши основатели, друзья и единомышленники.
Сюда же входит история самого Проекта – «Музыкальное обозрение». И важно анализировать 1989 год, год появления.
Что там было? какие мы были? И что с нами стало? и что осталось?
Четвертое. Нам важна История нашего вида деятельности — музыкальной журналистики (очень болезненная тема и профессия, где каждый живет в неприязни, так как искусственно объединен, и никакого объединения быть не может, а несвобода корежит и людей процессы).
Отсюда наш Финдейзен, и наши публикации его дневников, и материалов его «Русской музыкальной газеты». И что важно для меня — это чувство родства с моим собратом по профессии — главный редактор-директор. Именно это — моя профессия уже 30 лет.
Пятое — история нашей позиции. Гражданской, творческой, человеческой. Честь и совесть. Честность и совестливость.
Странная штука История. На всех она по-разному действует. Многие сейчас считают, что История начинается с него и на нем закончится. Они рвут поток истории. Вот как ей, Истории, удается сшивать эти разрывы? Или не удается?
Есть расхожая мысль, что История ничему не учит.
Нет, я уверен, что учит: циников — быть циниками, воров — ворами, честных — честными, предателей — предателями, рабов — рабами. Талантливых учит таланту, благородных — благородству, добрых — добру, любящих — любви, свободных — свободе.