Руководитель Конкурсного бюро Института Шопена в Варшаве Иоанна Бокщанин поделилась информацией о том, как проходит подготовка к конкурсу.
 

Как сейчас идет подготовка к конкурсу Шопена?

В данный момент мы готовимся к отборочному туру конкурса, который пройдёт в июле. Его организация в соответствии с планами Варшавской филармонии - наш безусловный приоритет. Напомним, что больше года 163 пианиста из более чем 30 стран ждут участия в этом мероприятии. При таком большом количестве молодых пианистов мы считаем своим долгом как можно скорее провести отбор 80 участников для основного конкурса, который, как мы надеемся, состоится в октябре. Конкурсные прослушивания в июле будут проводиться в соответствии с действующими санитарными нормами, что станет для нас новым опытом в сравнении, например, с 2015 годом. Эта «новизна» будет ощущаться всеми участниками мероприятия, как организаторами, конкурсантами, членами жюри, так и зрителями, которые смогут следить за ходом прослушиваний в Интернете.

Поддерживает ли Институт Шопена контакты с конкурсантами?

Да, мы находимся с ними в постоянном контакте. Мы общаемся в основном по электронной почте, а если эта форма связи не работает, то по телефону. Для нас очень важно знать, что они думают о возможности приехать в Польшу на отборочный тур. Подавляющее большинство участников готовы приехать в Варшаву в июле, несмотря на все ограничения, чтобы вживую исполнить конкурсную программу перед зрителями и членами жюри.

Что жюри думает о возможности проведения прослушиваний онлайн?

Естественно, все члены жюри отлично разбираются в формате проведения онлайн-кастингов. Однако в вопросе использования этой формы для отборочного тура Конкурса Шопена их мнения расходятся.

В этом году многие выбирают решение проводить прослушивания в онлайн-формате. Это касается даже таких престижных конкурсов как Конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе, Международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна и Международный конкурс пианистов в Лидсе. Однако большинство членов нашего жюри указали, что они предпочитают традиционный формат прослушивания в концертном зале.

То есть конкурса Шопена в онлайн-формате не будет?

Этот формат был отклонён после долгих обсуждений, тем более предварительный раунд нашего Конкурса в начале 2020 года проводился по видеозаписям. Оргкомитет конкурса признал несовершенным данный способ организации прослушиваний.

Помимо проблем, возникших в результате оценки видеозаписей членами жюри, мы также должны принять во внимание мнение самих участников. Они считают крайне необъективным формат записи или онлайн-выступления перед камерой, потому что видеосъёмка не дает возможности полностью раскрыть свой творческий потенциал.

Более того, прогнозы экспертов позволяют рассчитывать на то, что эпидемиологическая ситуация летом будет достаточно стабильной для проведения прослушиваний «вживую».

Я часто слышу, что Конкурс Шопена сравнивают с Олимпийскими играми. В случае со спортсменами подготовка к соревнованиям длится долго, и любое изменение в расписании их тренировочного процесса негативно сказывается на результатах. Может ли быть подобная ситуация с пианистами?

Конечно, постоянные переносы дат конкурса усложняют подготовку. Мы понимаем, что откладывание прослушиваний – тяжелое испытание для психики артистов. Накапливается усталость. Не у всех есть возможность отложить на время свой репертуар, чтобы позже вернуться к нему с тем же энтузиазмом. Многие участники также пишут нам, что у них нет возможности обыгрывать свою конкурсную программу перед публикой, и мы прекрасно понимаем, что график концертов сейчас не может быть распланирован на многие месяцы вперёд, как было до пандемии.

А если в июле мы вновь столкнемся с полной изоляцией?

Нам придется подчиниться, но мы рассматриваем это как последний вариант. На данный момент мы делаем все, чтобы минимизировать вероятность отказа от офлайн-формата. Мы также отслеживаем изменения в ограничениях на въезд в Польшу из стран, откуда приезжают наши участники. Конечно, мы понимаем, что ситуация постоянно меняется, но надеемся, что со временем всё стабилизируется.

Как будет обеспечена безопасность членов жюри?

Во-первых, мы предполагаем, что к июлю все члены жюри будут вакцинированы. Также будут реализованы все меры предосторожности, чтобы минимизировать риск заражения. Естественно, мы думаем не только о членах жюри, но и обо всех участниках отборочного тура и зрителях.

Будет ли на прослушиваниях живая публика?

Мы готовы к различным сценариям. Присутствие публики на конкурсе Шопена всегда имело для нас решающее значение. Зрители создают атмосферу конкурса и на несколько недель превращают Варшаву в мировую музыкальную столицу.

Источник: ]]>официальный сайт конкурса им. Шопена]]>