«Радость и ярость»: в Омской филармонии стартует VI Фестиваль Новой музыки

Художественные эксперименты и любопытные открытия, симфонические новинки, российские и мировые премьеры, виртуозные  исполнители, творческие встречи – все это и много другое предлагает VI Фестиваль Новой музыки. С 16 по 31 марта фестиваль пройдет в Концертном зале филармонии. В трех вечерних программах, которые он объединяет, будут звучать произведения ведущих российских и зарубежных композиторов современности. Фестиваль откроется 16 марта в 19.00 концертом «Радость и ярость».

 Программа VI Фестиваля Новой музыки полна контрастов и концепций, созвучных современному времени. 16 марта фестиваль откроет программа «Радость и ярость»  название концерта определяет его полярное содержание. Как коротка дистанция между этими чувствами… Центральное полотно концерта – Симфония № 1 оскароносного композитора Джона Корильяно – было создано в ответ на разразившуюся более тридцати лет назад в США эпидемию СПИДа и вдохновлена акцией «Лоскутное одеяло». Имена тысяч молодых людей, чьи жизни унесла болезнь, были увековечены в сотканных их близкими одеялах. Музыка симфонии сильно колеблется между пассажами гнева, безмятежности, беспомощности и ностальгии, поскольку она сплетает музыкальное одеяло СПИДа в память о трех конкретных друзьях-музыкантах, которым посвящено сочинение. Один из особенно эффектных приемов симфонии – фортепиано за кулисами, играющее Танго Альбениса в ре-мажоре. Эта композиция Корильяно была отмечена многочисленными наградами. Произведение впервые прозвучало в 1990 году в исполнении Чикагского симфонического оркестра. Для российской публики эту музыку открыл Омский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Васильева в 2018 году в Москве, на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского. Во время пандемии коронавируса сочинение получило новую актуальность, теперь оно будет представлено и омским слушателям.

 «Его музыкальный язык уникален и безошибочен, связан с великими традициями прошлого» – так характеризует композиторский талант Джона Корильяно знаменитый скрипач-виртуоз Джошуа Белл. Этот выдающийся американский композитор – один из крупнейших симфонистов современности. Опера, оркестровая, камерная и киномузыка принесли ему Пулитцеровскую премию, «Оскара» и пять «Grammy». Композитор пишет в широком стилевом диапазоне и стремится к тому, чтобы его творчество было понятно любой аудитории.

 Продолжат концерт-открытие сочинения для солирующей флейты с оркестром: остроумная «Вердиана» мальтийского автора Алексея Шора и мировая премьера пьесы «Dolor» молодого российского автора Андрея Рубцова, который попытался выразить в музыке состояния потерянности, разобщенности и одиночества, с которыми вынужден жить и бороться современный человек. Пьеса для флейты и хора «Dolor» написана им по инициативе Максима Рубцова. Ощущение одиночества и столь знакомой всем в последние годы вынужденной изоляции пронизывают это произведение. Пьеса «Dolor» вдохновлена историей уникального дерева – акации Тенере, которая растет посреди бескрайних песков на границе пустыни Сахара и считается самым одиноким растением на Земле. Сольную партию в этих произведениях исполнит виртуозный музыкант, «золотая флейта России» Максим Рубцов.

«Вердиана» для флейты с оркестром Алексея Шора – красивая фантазия на темы опер выдающегося итальянского композитора Джузеппе Верди. Мелодии из его опер – «Трубадур», «Бал-маскарад», «Дон Карлос» и «Риголетто» – переосмысливаются в этом произведении в стилях самбы, босановы и танго, представляя собой виртуозный музыкальный спектакль. «Мои произведения вдохновлены впечатлениями от посещения различных уголков мира», – говорит представитель мальтийской композиторской школы Алексей Шор, обладающий способностью связывать в своей музыке воедино разнообразные культуры и традиции. Феномен его успеха – в удивительной мелодичности творчества, которое дарит ощущение мира и гармонии.

Прекрасной финальной молитвой, очищающей и вселяющей надежду, зазвучит сочинение Арво Пярта «Salve Regina» (Славься, Царице) – древний григорианский антифон будет исполнен камерным хором «Певчие» в сопровождении оркестра.

Обладатель «Grammy» эстонец Арво Пярт – живая легенда, выдающийся мыслитель и философ из мира музыки, самый исполняемый современный композитор планеты. Его музыка востребована на сцене и на телеэкране. Пярт никогда не боялся идти против течения, экспериментировал в различных музыкальных техниках, но не примкнул ни к одной из них. Ближе всего он был к минимализму. Композитор разработал свой собственный музыкальный стиль «tintinnabuli» (в переводе с латинского – «колокольчики»), основанный на простейших музыкальных средствах. Музыка Пярта невероятно глубока в своем обращении к сакральным смыслам.

 Открывать VI Фестиваль Новой музыки приглашен известный молодой музыковед, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Музыкальная академия», лектор и ведущий концертов Московской филармонии Ярослав Тимофеев.

С полной программой фестиваля и его участниками можно познакомиться на сайте ]]>https://newmusic55.ru/]]>

По окончании концертной программы в фойе Концертного зала состоится творческая встреча с авторами и участниками фестиваля.