На полях XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, в дни его финала, в Москве и Клину прошла VII конференция директоров музыкальных конкурсов России

В дни финала XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского национальная газета «Музыкальное обозрение» и Ассоциация музыкальных конкурсов России собрали директоров национальных конкурсов, чтобы обсудить состояние и актуальные проблемы конкурсного дела в России.

Ассоциация была создана в 2000 году по инициативе газеты «Музыкальное обозрение». Сегодня она объединяет более 170 конкурсов из 70 городов России.

 

За три дня конференции перед участниками выступили:

Дмитрий Ситковецкий, скрипач, дирижер, член жюри XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского;

Борис Петрушанский, пианист, педагог, впервые работавший в жюри Конкурса им. Чайковского;

Фридрих Липс, заведующий кафедрой баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, возглавляющий секцию «Баян» в Ассоциации музыкальных конкурсов России, член Совета АМКР;

Михаил Хохлов, директор МССМШ им. Гнесиных, член Совета АМКР;

Александр Палицын, директор ДМШ им. Л. Бетховена, член Совета АМКР;

Людмила Сироткина, советник Отдела музыкального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ.

Одним из главных достижений последних конкурсов Чайковского является масштабная трансляция в Интернете. Об особенностях онлайн-трансляций участникам Конференции рассказали Эрве Буасьер, директор интернет-канала классической музыки Medici.tv (Франция) — официального партнера онлайн-трансляции XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, и Анна Яковлева, руководитель пресс-службы XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

 

Художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра и член жюри многих международных конкурсов Дмитрий Вдовин на Конференции рассказал о проблемах вокального искусства и вокальных конкурсов.

Вокалисты Молодежной оперной программы Большого театра России выступают по всему миру и побеждают на крупных международных конкурсах — накануне финала Конкурса Чайковского баритон Андрей Кимач, артист Молодежной оперной программы в 2016–2018 гг., стал победителем Международного конкурса оперных певцов BBC «Певец мира». А в последний день Конференции стало известно, что лауреатами Конкурса им. Чайковского стали нынешние стипендиаты Молодежной оперной программы. Первую премию получила меццо-сопрано Мария Баракова, а третью — сопрано Мария Мотолыгина, недавно ставшая победительницей II Всероссийского музыкального конкурса и X конкурса вокалистов имени С. Монюшко в Варшаве — одного из самых престижных в мире.

На Конференции выступил проректор по учебной работе и заведующий кафедрой национальных инструментов народов России РАМ им. Гнесиных, куратор конкурса-фестиваля «Гусли звончатые» и «Русская гармонь» Александр Базиков. По его мнению, гусли становятся востребованным инструментом, особенно большой спрос на обучение отмечается в Белгородской, Липецкой, Тамбовской областях.

Второй день Конференции прошел в Клину. Участники побывали в музее-заповеднике П.И. Чайковского, осмотрели фан-зоны XVI Международного конкурса им. Чайковского и познакомились с проектом будущего театрально-концертного комплекса «Вселенная Чайковского», который планируется построить в Клину под девизом «Клин — наш Зальцбург».

Организаторы Конференции отказались от пластика и в проведении кофе-брейков, и в упаковке материалов для конференции, следуя правилам экологической культуры.

Как и на двух предыдущих Конференциях, также проходивших «на полях» Конкурса им. П.И. Чайковского, участникам и гостям была предоставлена возможность посетить финальные прослушивания Конкурса по специальностям «Фортепиано» (в Большом зале Московской консерватории) и «Скрипка» (в Концертном зале им. Чайковского)

 

В своем выступлении перед участниками Конференции Председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов России, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов отметил, что состязательность — свойство сегодняшней жизни. Поэтому роль конкурсов возрастает, все более заметным становится такое явление, как «конкурсомания». Вместе с тем на этой волне появляется много конкурсов-однодневок, за организацию которых берутся непрофессиональные, а порой и недобросовестные люди, имеющие целью коммерческую выгоду — и таким образом дискредитируется высокая идея творческого состязания, т.е. выявление и продвижение молодых талантов.

А. Устинов отметил, что сегодняшнее состояние конкурсного дела в России можно охарактеризовать как кризисное. На это обращают внимание многие эксперты и специалисты в области музыкального образования и конкурсного дела. Об этом же говорили участники передачи «Музыкальные конкурсы», вышедшей год назад в программе «Наблюдатель» на канале «Россия – Культура» и вызвавшей огромный резонанс: директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов, директор ДМХШ «Весна» Надежда Аверина, директор Новосибирской СМШ (колледжа) Александр Марченко.

В резолюции Конференции директора музыкальных конкурсов России отметили, что ключевой задачей сейчас должно стать формулирование критериев оценки качества музыкальных конкурсов. Только в этом случае конкурсы смогут решать главные задачи — стать брендом, явлением музыкальной жизни наравне с музыкальными фестивалями, выставками, театральными премьерами и открывать стране и миру талантливых музыкантов.